Студентом я подрабатывал грузчиком, сразу после — менеджером в компании, которая занимается переездами.
Вот мой взгляд изнутри.
Шо за мувинг, хоуми
Переездом в России занимаются мувинговые компании: они организуют погрузку, перевозку и разгрузку ваших вещей, иногда — упаковку и страховку, иногда — разборку и сборку мебели.
Обычно муверов зовут, чтобы перевезти квартиру или офис. Редко вывозят вещи семьи на лето в деревню. Однажды одна молодая пара грузила реквизит на свою свадьбу: туда везли самостоятельно на двух фокусах, а обратно уже вызвали газель с грузчиками.
Муверы бывают очень разные: от банды грузчиков-бандитов до суперорганизованного предприятия с корпстандартами, грузчиками в спецодежде и профессиональным оборудованием. Есть даже «уберы» для мувинга.
Обычно услуга переезда включает работу двух грузчиков, водителя и аренду машины. Грузчиков может быть больше. Приглашать одного грузчика чаще всего бессмысленно, потому что он один не вытащит из квартиры мебель.
Оплачивать вы будете по часам, цена будет зависеть от состава команды. Больше людей — быстрее погрузитесь, но это будет стоить дороже. Вы платите за время погрузки, перевозки и разгрузки. Грузчикам во время их работы можно не помогать.
Насколько гладко пройдет ваш переезд, зависит от того, к кому вы обратитесь и что предусмотрите. Об этом как раз мой рассказ.
Как выбрать грузчиков
Большинство компаний — посредники: вы размещаете у них заказы, а они присылают вам сотрудников на свободном графике. Как правило, работают у них студенты, безработные, грузчики по совместительству и водители со своим транспортом. Это не значит, что такие люди сделают свою работу плохо. Но если у вас сложный случай, они могут не иметь достаточного опыта и необходимого оборудования.
Переносить вещи тоже надо уметь. Не все знают, как правильно занести в квартиру огромный диван или перенести шкаф. Профессионалы в этом деле тоже не редкость, но они дороже.
Возьмем, например, пианино. Обычно для его перевозки требуется четверо студентов. Но если в компании работают профессиональные грузчики со специальными такелажными ремнями, они справятся вдвоем. Услуги муверов-профессионалов в итоге могут обойтись дешевле, чем труд студентов.
Самых недорогих грузчиков и водителей вы найдете на сайтах бесплатных объявлений. Если хотите сэкономить и у вас нет ценных вещей, звоните и договаривайтесь. Если надо перевезти коробки и несколько предметов мебели — это вполне приемлемый вариант.
Услуги профессиональных муверов могут обойтись дешевле, чем труд студентов
Если ваша квартира полностью обставлена недорогой мебелью из Икеи, накупите упаковочной пленки (не пищевой!) и смело вызывайте частников.
Если у вас переезд целой квартиры с дорогой мебелью и вы хотите не беспокоиться за сохранность вещей, выбирайте профессионалов. Выйдет дороже, но качественнее. Хорошие мувинговые компании сами привезут упаковочный материал.
Поисковики выдадут ссылки на сайты и телефоны местных мувинговых компаний. Отличить профессионалов от оппортунистов-посредников легко: сайт будет хорошо оформлен, у компании будет офис и реквизиты, будут опубликованы фото работников в специальной форме, в идеале — с читаемым логотипом компании. У хороших компаний есть брендированные автомобили и свой упаковочный материал. Проверьте, настоящие ли отзывы, указан ли автор, есть ли государственные или муниципальные заказы, благодарственные письма.
Посмотрите на фото, которые размещены на сайте. Коллажи из фотошопа, чистенькие фотостоковые дебильчики и нарисованные тени — признак того, что никаких своих грузчиков и машин у компании нет. Или что у нее очень плохой дизайнер.
Популярная нечеткая картинка у муверов-халтурщиков — ее копируют в бесплатные объявления, ничего в ней не изменяя. Фотошоп на фотошопе, фотошопом погоняет. Своих машин у этой компании, скорее всего, нет
Что спросить у перевозчика
Позвоните выбранному перевозчику и обговорите заказ. Спросите про стоимость каждой предлагаемой услуги, условия и порядок оплаты.
Никаких предоплат не предлагайте и не обсуждайте: такое возможно только за упаковку. Спросите про наличие у грузчиков такелажных ремней, оснащенность транспорта для перевозки мебели: должны быть мягкие стены и крепления для фиксации мебели. Если вам на перевозку диванов подадут газель, на которой вчера ночью возили токсичные отходы, есть шанс испортить мебель.
Если компания сама предложит вам заключить договор, это многое о ней скажет. При серьезных переездах договор обязателе Кузов газели, приспособленной для перевозки мебели: стены обиты фанерой, есть крепежные ремни
Пара матерых грузчиков с такелажными ремнями заменяет четверых студентов
Переезд двухкомнатной квартиры на двух газелях
Как сделать заказ
Заказать можно одну или несколько газелей, двоих грузчиков или больше. Количество бортов и людей зависит от того, сколько вещей вам нужно перевезти. Оценить это объективно не всегда легко.
Обычно грузовые компании предложат вам одну или две газели с кузовом 20 кубических метров. Это не значит, что в каждой такой газели вы отвезете 20 кубометров вещей, ведь не всегда можно класть одни вещи на другие. Если у вас редкий кожаный диван или стол, который вы делали на заказ, вы вряд ли захотите ставить на них сверху шкаф.
Чтобы разобраться, максимально подробно опишите менеджеру, сколько у вас какой мебели. Если вещей немного, телефонного разговора для этого будет достаточно. Просто спросите, сколько нужно грузчиков и какой необходим транспорт.
Очень подробно опишите менеджеру, сколько у вас мебели и какая она
При переезде целой квартиры лучше воспользоваться услугами выездного оценщика — обычно они бесплатны. Или просто отправьте перевозчику фото квартиры: он наметанным глазом оценит, что, куда и как поместить, чтобы обойтись минимумом машин.
Например, для переезда двухкомнатной квартиры с мебелью, холодильником и стиралкой впритык хватит двух двадцатикубовых газелей или одного шестиметрового грузовика «Ман» объемом 26 кубометров. Второй вариант даже будет дешевле.
Заказ делайте хотя бы за несколько дней до переезда. Срочные вызовы стоят дороже, и может возникнуть проблема с наличием свободных грузчиков и транспорта.
Большинство муверов работают с почасовой оплатой с минимальным заказом 2 часа. Это удобно при небольших объемах перевозки. Но если в этом случае газель застрянет в пробке или сломается грузовой лифт, вы будете продолжать платить по счетчику.
Еще популярны переезды с фиксированной стоимостью — «под ключ». В этом случае вы договариваетесь о цене заранее.
Стоимость будет вам известна и не изменится. При крупных переездах такой вариант может оказаться дешевле почасовой оплаты. Ключи при этом никому давать не стоит — присутствуйте при погрузке и разгрузке лично.
Если вам предлагают доплаты за этажи и проносы, вас разводят. Ищите другого перевозчика. Исключение — крупногабаритные предметы вроде пианино или сейфа. Это такелажные работы, они требуют специальных приспособлений или даже оборудования — за них нормально брать доплату.
Закажите чуть больше
Если сомневаетесь, сколько людей и какой транспорт заказать, закажите чуть больше, чем вам кажется. Если во время переезда вы поймете, что нужен еще один человек, его услуги обойдутся вам дороже и придется ждать час-два, пока он приедет.
Не всегда получается экономить на количестве грузчиков: там, где четверо грузчиков справляются за 4 часа, двое могут сделать то же самое не за 8, а за 10.
Если позволяет погода, закажите машину на час-два позже грузчиков: пока будете разбирать мебель и спускать вещи, транспорт не нужен. Так вам не придется платить за простой машины. Но не во всех компаниях такое возможно.
При крупном переезде я советую вызывать всех как можно раньше утром: вечером попадете в пробки.
Если вам нужно разбирать и собирать мебель, отключать и подключать стиральную машину, демонтировать или вешать плазму — сообщите об этом менеджеру. Работники должны приехать с соответствующим инструментом.
К сожалению, грузчики не всегда имеют образование и навыки сантехников, поэтому если отключить стиральную машину они худо-бедно смогут, то уже для подключения ее на новом месте может понадобиться квалифицированный сантехник. Не скупитесь на таких вещах: лучше заплатить тысячу-другую за хорошие трубы и прокладки, чем потом судиться с соседями за потоп.
И она возместила ущерб через суд
Заключайте договор
Если вам дороги ваши вещи и вы хотите не беспокоиться за их сохранность, перед переездом заключайте договор. В нем должны быть прописаны условия страховки, обязанности сторон, стоимость услуг и порядок расчета. Нелишним будет дополнить договор актами приема-передачи имущества с описью.
Перевозчик должен взять на себя ответственность за материальную сохранность ваших вещей при их должной упаковке. Если вы упаковали зеркало в газетку и его разбили, перевозчик вам ничего должен не будет.
Выучите сами и расскажите друзьям
Убедитесь, что договор правильно подписан и закреплен: на нем должна быть подпись и печать. Без договора в случае проблем вы сможете рассчитывать только на добрую волю мувера.
Как собраться
У вас гораздо больше вещей, чем кажется. Вещи прячутся в углах, под кроватями, на балконах, в бесконечных ящиках и нишах. Поэтому к переезду надо готовиться заранее — хотя бы за пару дней.
Если хотите поручить упаковку перевозчику, то заранее достаньте или закажите у него упаковку. Упакуйте личные вещи, а мебель и технику оставьте профессионалам. Но это при условии, что вы заказали именно профессионалов. Если вы выбрали труд студентов, погуглите и упакуйте сами: молодой студент может упаковывать вашу плазму первый раз в жизни и вы не останетесь довольны результатом.
Если переезд небольшой, просто положите всё в коробки и пакеты и пересчитайте их. Но если переезжаете всей квартирой, лучше провести тщательную опись.
Чем лучше вы рассортируете вещи и промаркируете коробки, тем легче будет грузчикам разнести их по комнатам правильно; а вы потом быстро разберете вещи и расставите всё по местам. В противном случае вы потонете в вещах и замучаетесь всё искать.
Защитите картоном стены, особенно в узких местах: там мебель будет биться об углы чаще всего. Картонные накладки на углы защитят и углы, и мебель.
Постелите что-нибудь на пол. Всё, что может быть поцарапано или побито, во время переезда будет поцарапано и побито.
Тонкости упаковки
Икеевскую мебель и любую другую из МДФ и ДСП обматывайте стретч-пленкой. В газели с такой мебели легко слезает покрытие, обнажая древесную труху.
Осторожнее со сбором-разбором икеевской мебели: если вы изначально собирали ее без уважения и на эмоциях, запросто было сорвать где-нибудь резьбу. Вы этого могли тогда не заметить, а сейчас при повторном сборе уже не сможете закрепить какой-нибудь нужный болт. С хорошей корпусной мебелью таких проблем нет, но всё равно разбирать и собирать ее должны специалисты.
Шкафы и стеллажи разбирайте, если хотите сэкономить место в машинах. Грузчикам проще их вынести не разбирая, но в машине они будут занимать много места.
Складывайте вещи по коробкам в соответствии с зонами: рабочее место, кухня, комод в спальне. Потом будет проще разбирать.
Тарелки сматывайте пупырчатой пленкой и скотчем. Используйте для посуды коробки поменьше или пластиковые икеевские контейнеры. Когда посуды много, она тяжелая. Чтобы содержимое коробок не рассыпалось, проклейте их скотчем.
Сразу выделите две коробки: «отдать» и «продать». Коробку «отдать» оставите в подъезде или отвезете в благотворительный фонд.
Маркируйте коробки со всех сторон, а не только сверху. Там, где стекло, пишите «стекло» крупно и разборчиво. В угаре переезда это пригодится Подписывайте коробки крупно и разборчиво Профессиональный грузчик упаковывает шкаф. Это офисный переезд Грузчики упаковывают разобранную мебель. Если не выделить время на разбор и упаковку, то потребуется в два раза больше транспорта
Грузчик упаковывает офисную мебель в пленку, чтобы не обить углы и не поцарапать поверхности. К сожалению, ДСП и МДФ-панели не приспособлены к грузоперевозкам
Как переехать
Соберите отдельно вещи, которые понадобятся сразу после переезда: одежду, средства гигиены, посуду, продукты для перекуса, зарядки, ключи, деньги и так далее. Возьмите их с собой или загрузите в транспорт так, чтобы потом легко их найти.
Перед началом переезда подпишите договор. Внимательно проверьте все условия, особенно цены и ответственность перевозчика, даже если по телефону вы уже всё обговорили. Хорошо сделать фото вещей перед началом переезда: так легче будет доказать свою правоту, если вам будут говорить, что «так и было». Многие перевозчики сами фотографируют вещи и составляют список обнаруженных дефектов.
Среди грузчиков будет старший. Все свои пожелания говорите ему, с ним же и расплачивайтесь. Весь порядок работы обсудите с ним.
Погрузку машины начинают с крупной мебели и техники, потом идут коробки, заканчивают цветами.
Не суетитесь и не мешайтесь под ногами. Вмешивайтесь в процесс, только если видите, что грузчики не справляются.
Избегайте проносов
Пронос — это когда грузчикам приходится далеко носить вещи. Например, транспорт подъехал, но не может встать близко к подъезду, и приходится нести вещи через двор. Этот вопрос лучше решить заранее: договоритесь с соседями или просто забронируйте место собственным автомобилем. Чем меньше грузчики носят ваши вещи, тем быстрее они всё погрузят и тем меньше вы заплатите.
Перед выездом обменяйтесь с водителем номерами телефонов.
Часто клиентам не приходит в голову вопрос, на чём они сами и грузчики поедут на новый адрес. В салоне грузового авто, как правило, только два места. В кузове перевозить людей нельзя.
Если грузчиков у вас больше двух, заботу об их переезде вам придется взять на себя. Идеальный вариант — собственный автомобиль. Если отправите грузчиков на такси или общественном транспорте, их проезд придется оплатить вам. Обязательно уточните этот момент при заказе: если вы заказали много грузчиков, требуйте прислать вам транспорт с дополнительными местами в салоне.
На новом месте укажите работникам, куда какие коробки и вещи носить, куда ставить мебель и технику. Лучше сделать это сразу. Сразу же на выбранном месте собирайте мебель: передвигать ее собранной сложнее. Правильно упакованный кожаный диван: та часть, которая соприкасается со внешним миром, взята в картон. Остальное плотно обмотано стретч-пленкой Если у вас нет грузового лифта, грузчики попрут мебель по лестницам. Это не то чтобы невозможно, но мучительно долго
Как рассчитаться и не переплатить
Если вы заказываете грузчиков с почасовой оплатой, заранее уточните, как оплачивается неполный час. Как правило, после минимальных двух часов оплата идет за каждые полчаса, но часто после 20 минут с начала часа вам могут засчитать целый час. Чтобы не заплатить лишнего, обговорите этот момент заранее.
Когда до окончания работ останется около получаса, позвоните менеджеру для расчета. Проследите, чтобы он посчитал всё как вы договаривались или как прописано в договоре. Платите грузчикам только ту сумму, которую скажет менеджер. Если договаривались на фиксированную стоимость переезда, не платите больше.
Если грузчики пытаются навязать сумму больше, стойте на своем: «Звоните себе в офис, договаривайтесь там, и пусть ваш менеджер мне звонит. У меня четкая инструкция от менеджера платить вам только столько-то».
Пять правил торговли
Если попался недобросовестный перевозчик и у вас прямо вымогают завышенную сумму, со спокойным лицом звоните в полицию.
Проверьте, всё ли на месте. Распакуйте мебель и технику, при старшем проверьте их сохранность и состояние. Если заключали договор, после проверки всех вещей подпишите акт. Если что-то пострадало, укажите в акте.
Если что-нибудь разбили или поцарапали
Если что-то во время переезда пострадало, составьте акт, сделайте фото в присутствии перевозчика, если надо — попросите соседей засвидетельствовать. Если на месте компенсировать вам не захотят, напишите претензию на имя руководителя, в ней укажите дату и время перевозки, номер заказа, если он есть, характер повреждения и сумму ущерба.
Как подать иск и выиграть дело
Сколько это стоит
Стоимость переезда зависит от региона, объема и сложности заказа. Перевезти пару коробок обойдется в несколько сотен рублей, переезд из однокомнатной квартиры — в 2—5 тысяч рублей, из двушки — 6—7 тысяч и выше.
Если вы остались довольны, хорошим тоном будут чаевые для грузчиков и водителя. Лишняя пара сотен обрадует и даст понять, что труд работников ценят.
Запомнить
- Выбирая перевозчика, проверьте надежность компании, профессионализм грузчиков, наличие специально оборудованного транспорта.
- Заключайте договор, в котором подробно отражены стоимость и тарифы, ответственность перевозчика.
- Отнеситесь ответственно к упаковке и маркировке вещей.
- Платите ту сумму, на которую договаривались.
- Если грузчики что-то сломали, составьте акт.